Богдан Васильевич Джуран

Склероз простаты

“Суть заболевания заключается в сморщивании ткани предстательной железы ввиду наличия в ней хронического воспалительного процесса. В результате этого происходит постепенное сдавление простатического отдела мочеиспускательного канала, сужение шейки мочевого пузыря, что неминуемо приводит к нарушениям мочеиспускания, нарушению оттока мочи из нижних мочевых путей.
В некоторых случаях сдавление распространяется на нижние отделы мочеточников, вызывая застой мочи в верхних мочевых путях и развитие хронической почечной недостаточности. Сдавление протоков семявыносящих путей, которое так же иногда наблюдается при склерозе простаты, становится причиной различных сексуальных расстройств.​”

Основной причиной возникновения склероза простаты является хронический воспалительный процесс в ее ткани. Многие клиницисты отмечают роль инфекционного фактора, механического, аллергического и иммунологического. Способствуют этому атеросклеротичесие изменения в сосудах таза, гормональные воздействия. Большое значение в развитии хронического простатита,  как бактериального, так и небактериального, играет наличие уретро-простатического рефлюкса мочи. К числу факторов, способствующих развитию простатита, относят так же нарушения микроциркуляции в простате, застой крови в малом тазу при отсутствии двигательной активности, застой секрета в предстательной железе при редких половых контактах, нерегулярной половой жизни. Склероз простаты рассматривается как конечная стадия хронического простатита.

В клинической картине склероза простаты основное место занимают симптомы, характерные для инфравезикальной обструкции любой этиологии:
 - затрудненное, иногда болезненное мочеиспускание;
 - чувство неполного опорожнения мочевого пузыря;
 - частое мочеиспускание небольшими порциями мочи;
 - возможна хроническая или острая задержка мочи.

К этим симптомам часто добавляются воспалительные симптомы:
 - боль в промежности, над лоном, в паховых областях, прямой кишке;
 - расстройства половой функции - снижение либидо, ухудшение эрекции, болезненный половой акт, болезненная эякуляция, снижение остроты оргазма и т.д.

При наличии вторичных изменений верхних мочевых путей к клинической картине могут присоединяться симптомы пиелонефрита, хронической почечной недостаточности.

Диагностические мероприятия.
 - общеклинические анализы мочи и крови;
 - урофлоуметрия;
 - ультразвуковая диагностика мочеполовой системы;
 - трансректальное УЗИ;
      В случаях, когда в патологический процесс вовлечены верхние мочевые пути, показано рентгеновское исследование:
 - обзорная и экскреторная урография;
 - мультиспиральная компьютерная томография.

Из дополнительных методов иногда может применяться уретроцистоскопия, радионуклидные исследования функции верхних мочевых путей, восходящая уретроцистография.

Основным методом лечения склероза простаты является хирургический. На сегодняшний день наиболее распространенное оперативное вмешательство при этой болезни - трансуретральная резекция простаты (ТУР). Сущьность операции состоит в иссечении склеротических тканей предстательной железы через мочеиспускательный канал. Операция относится к эндоскопическим малоинвазивным методам хирургического лечения в урологии и является на сегодняшний день самой эффективной. При дальнейшем склерозировании тканей простаты эта методика допускает повторное использование.
Консервативное лечение при склерозе предстательной железы применяется только с целью предоперационной подготовки или в послеоперационном периоде.

Изучение жалоб, анамнеза болезни и жизни
Госпитализация в стационар, диагностические мероприятия, установка клинического диагноза, выбор оптимального метода хирургического лечения
Послеоперационное лечение, реабилитация, профилактические мероприятия

Поскольку склероз простаты рассматривается как конечная запущенная стадия хронического простатита, своевременное выявление и лечение этого заболевания и является основной мерой профилактики склероза предстательной железы.

Выделяют несколько форм склероза простаты:

• Склероз простаты с очаговой гиперплазией;
  • Склероз простаты в сочетании с нодозной аденоматозной гиперплазией;
  • Склероз простаты с атрофией паренхимы;
  • Склероз простаты с кистозной трансформацией;
  • Цирроз простаты — может сочетаться как с аллергическим, так и инфекционным простатитом или протекать без простатита.