Опухоль мочевого пузыря

“Опухоль мочевого пузыря составляет 3 % рака всех локализаций. В группу риска попадают люди, организм которых подвергается воздействию ароматических аминов, а также страдающие хроническим циститом”

Опухоль мочевого пузыря представляет собой патологическое изменение эпителиальных клеток слизистой оболочки органа.

Различают инвазивный рак мочевого пузыря и не инвазивный. Инвазивный рак – это тяжелая форма заболевания с прорастанием опухоли сквозь стенки пузыря и переходом ее на другие органы.  Не инвазивный рак имеет доброкачественное течение, при котором образование не выходит за границы мочевого пузыря. Возможен переход из не инвазивной формы в инвазивную.

Основным методом диагностики опухолей мочевого пузыря является цистоскопия. Это эндоскопическое исследование, при котором через мочеиспускательный канал вводится тонкая металлическая трубка, через которую производят осмотр мочевого пузыря. А также биопсия для получения морфологического диагноза.

Проводится также:

• цитологическое исследование мочи;
  • компьютерная томография брюшной полости;
  • ультразвуковое исследование.

Осмотр пациента
Назначение необходимых процедур диагностики и сдача анализов
Выявление степени заболевания
Назначение соответствующего лечения

Для оценки распространения заболевания проводят дополнительные рентгенологические исследования. Контрастные вещества вводятся внутривенно, после чего выполняют снимки мочевого пузыря, на которых может определяться опухоль. Контрастные вещества могут вводиться и через мочеиспускательный канал.

Причины возникновения заболевания:

• длительный контакт с определенными химическими веществами (ароматические амины);
  • хронический застой мочи, цистит;
  • курение;
  • перенесенная радиотерапия;
  • употребление хлорированной воды;
  • наследственность;
  • шистосоматоз мочевого пузыря;
  • врожденные дефекты мочевого пузыря;
  • привычка задерживать мочу (более длительный контакт стенки мочевого пузыря с потенциальными канцерогенами);
  • некоторые лекарственные средства (например, циклофосфамид).

Симптомы заболевания:

• гематурия (кровь в моче);
  • нарушение функции мочеиспускания (учащенное мочеиспускание, боли во время и после процесса мочеиспускания);
  • боль в малом тазу или боковых отделах живота;
  • общее ухудшение самочувствия, упадок сил, потеря аппетита, нарушение сна.

В случае, когда у пациента обнаруживается доброкачественная или злокачественная опухоль мочевого пузыря, лечение должен проводить квалифицированный уролог. В зависимости от результатов обследования пациента, врач может назначить как консервативное, так и оперативное лечение.

При консервативном лечении проводится местное введение в полость мочевого пузыря препаратов, способствующих восстановлению местного иммунитета тканей и исчезновению опухоли.

При оперативном лечении новообразований предусматривается удаление опухоли мочевого пузыря в пределах здоровых тканей.

Обязательным компонентом любого вида лечения становится использование уросептиков — препаратов, уменьшающих воспалительные изменения и восстанавливающих нормальную уродинамику.

Профилактика опухоли мочевого пузыря:

• устранение профессиональных вредностей, защиту от промышленных канцерогенов (исключение непосредственного контакта с химикатами, ношение защитной одежды, диспансеризация);
  • радикальное лечение всех доброкачественных папиллом мочевого пузыря, адекватное лечение цистита;
  • отказ от курения;
  • употребление достаточного количества жидкости, регулярное опорожнение мочевого пузыря.

Немного статистики

Стоит отметить, что опухоль мочевого пузыря у женщин, как доброкачественная, так и злокачественная, встречается значительно реже, чем у мужчин. Согласно статистическим данным соотношение заболевших представителей мужского пола к представительницам женского составляет 3:1.

В разделе онкологических заболеваний злокачественная опухоль мочевого пузыря у мужчин и женщин занимает место среди самых распространенных типов. Около 3-4 % пациентов с онкологическим диагнозом сталкиваются с раком мочевого пузыря.

С каждым годом наблюдается рост случаев заболевания, который провоцируют ухудшение экологической ситуации, качества воды и другие прогрессирующие факторы. В то же время современные достижения в области диагностики и лечения раковых заболеваний позволяют снизить показатели смертности и увеличить процент выздоровления.

Опухоль мочевого пузыря у женщин симптомы имеет схожие с особенностями менструального цикла (боли в животе, кровяные выделения). Поэтому мужчины чаще обращаются к врачу на ранней стадии болезни. Различного характера новообразования мочевого пузыря зачастую диагностируются у людей преклонного возраста. 70 лет – это пиковый возраст подобных заболеваний.

Определение стадии

Опухоль мочевого пузыря имеет четыре стадии заболевания.

1. Опухоль Та. Поражен только один элемент мочевого пузыря – слизистая оболочка.

2. Опухоль Т1. На этой стадии заболевание распространяется на два слоя: слизистую оболочку и собственную пластинку.

3. Опухоль Т2. Охвачен весь мочевой пузырь, кроме глубинной мышечной оболочки.

4. Опухоль Т4. Поражена вся стенка мочевого пузыря: собственная пластинка, слизистая и мышечная оболочки. Возможно распространение метастаз на соседние органы.

Выделяют также опухоль Cis - внутриэпителиальный рак. Она размещается тоже на слизистой оболочке, но принадлежит к группе раков высокой степени. Опухоль Cis представляет значительную опасность для больного в случае несвоевременного лечения.

Наблюдение

Также, как и у женщин, опухоль мочевого пузыря у мужчин лечение требует незамедлительное, с обязательным последующим наблюдением в случае успешного выздоровления. Риск рецидива остается высоким и нельзя игнорировать предписания врача касательно сдачи контрольных анализов и цистоскопии. В повторном случае опухоль мочевого пузыря симптомы может иметь не столь выраженные. К тому же при опухолях средней и высокой степени существует риск заболевания в области верхней мочевой системы. Подобные новообразования могут возникнуть в почках или мочевых каналах. Поэтому целесообразно проводить комплексную диагностику мочевого пузыря и почек каждые два года.

цистит лечение