Джуран Богдан Васильевич

Коралловидный нефролитиаз

“Ранее камни, которые занимали всю полость почки, могли быть удалены хирургически только вместе с органом. На сегодняшний день малоинвазивные технологии предоставляют уникальную возможность полностью удалить такой камень без разреза кожи и при этом не только сохранить почку, но и практически не травмировать ее”.

При коралловидном нефролитиазе в почках образуются крупные камни, которые нередко полностью выполняют всю полостную систему почки, образуя как бы ее слепок. Эта форма мочекаменной болезни характеризуется быстрым ростом камней, склонностью к рецидивированию, сопутствующими воспалительными изменениями почечной ткани, а так же частой связью с эндокринными нарушениями в организме.  Нередко коралловидный нефролитиаз поражает обе почки. При таком варианте коралловидного нефролитиаза постепенно, по мере нарастания обструктивных процессов, хронического воспаления нарушаются все функции почки, что ведет к развитию хронической почечной недостаточности.

Симптомы при коралловидном нефролитиазе

Клинически для коралловидного нефролитиаза характерно малосимптомное течение. Как правило, коралловидные камни не создают острой обструкции (нарушения проходимости) мочевых путей. Поэтому, развитие почечной колики для коралловидного нефролитиаза не характерно. Часто коралловидные камни обнаруживаются как случайная находка при обследовании. Среди характерных симптомов может быть тяжесть в пояснице, тупые и ноющие периодические боли в спине, возможно появление крови в моче, особенно после физических нагрузок, тряской езды, бега. Около 20% поступивших в стационар больных с коралловидным нефролитиазом - это больные с макрогематурией (визуально определяемой кровью в моче). Иногда коралловидные камни могут проявиться возникновением острого воспалительного процесса в почке – пиелонефритом. При длительном нахождении камней в почке, сопутствующем хроническом пиелонефрите происходит развитие хронической почечной недостаточности и постепенная утрата почечной функции.

Стандартные диагностические мероприятия:

• Общеклинические анализы мочи и крови
  • Анализ крови биохимический
  • Ультразвуковое исследование
  • Обзорная и экскреторная урография
  • Мультиспиральная компьютерная томография
Пребывание в городской клинической больнице (полноценном многопрофильном стационаре), которая является базой кафедры урологии Национальной медицинской академии последипломного образования им. П.Л. Шупика.
Возможность нахождения в одно- или двухместных палатах со всеми удобствами, кондиционером, телевизором и отдельным санузлом.

Чем раньше диагностирован камень и чем меньше его размер, тем менее травматичным и сложным является его удаление.

Опрос и осмотр пациента с целью определения причин и проявлений болезни
Диагностические мероприятия, постановка клинического диагноза и выбор оптимального метода лечения
Удаление камня, реабилитационные мероприятия
Профилактика повторного камнеобразования

При коралловидном нефролитиазе в почечной ткани происходят грубые морфологические изменения. Это обусловлено как нарушением оттока мочи из почки ввиду наличия камня, так и в результате сопровождающего хронического воспалительного процесса - пиелонефрита. Неблагоприятным исходом нелеченного коралловидного нефролитиаза является терминальный гидронефроз (атрофия почечной ткани с утратой функции органа), а в случае его инфицирования - пионефроз (полость атрофированной почки заполнена гноем).  В обоих случаях на этой стадии заболевания показано удаление полностью утратившей свои функции почки с коралловидными камнями внутри. Учитывая отсутствие выраженной клинической картины при коралловидном нефролитиазе и тяжесть его осложнений, при повторяющихся болях в области поясницы следует обратиться к урологу для обследования и своевременной диагностики этого недуга. Почка, утратившая свою функцию, даже при удалении из нее всех камней и проведении противовоспалительного лечения не восстанавливается. В ней наступают необратимые изменения, устранить которые невозможно.

При наличии камней уратного характера возможно проведение консервативного лечения с целью растворения камней. Оценка эффективности такого лечения проводится ежемесячно. При наличии тенденции к уменьшению размеров камней, такое лечение продолжают до их полного исчезновения. При наличии оксалатных или фосфатных камней консервативное лечение не приводит к их растворению. В этом случае основным методом лечения является миниинвазивная чрезкожная пункционная нефролитотрипсия.

Как указывалось выше, главными симптомами, несмотря на скрытый характер течения недуга, является наличие поясничных болей и окрашивание мочи в красный цвет. Именно они могут свидетельствовать о том, что у вас нефролитиаз.

Проходить медицинское обследование следует регулярно. Для этого необходимо один раз в год делать УЗ исследование почек и раз в 6 месяцев сдавать анализ мочи.

При легком варианте клинического течения регулярно возникают боли тупого характера в области поясницы. Их характер – ноющий. Конечно, далеко не все поясничные боли являются признаком нефролитиаза. Характерная особенность этого недуга проявляется в том, что болевые ощущения возникают при физических нагрузках и тряской езде.

Частота поискового запроса «нефролітіаз нирок» свидетельствует о том, что у множества людей в Украине имеется потребность в квалифицированной диагностике и лечебных мероприятиях по поводу камней почек.