Гидронефроз (гидронефротическая трансформация почки)

“В лечении гидронефроза важное значение имеет своевременность обращения пациента за медицинской помощью. Коварство болезни заключается в ее частом бессимптомном течении. Если диагноз гидронефроза уже установлен, в интересах пациента как можно скорее выполнить хирургическое лечение для предотвращения утраты почкой своей функции. Иногда оправдана тактика активного наблюдения за пациентом и функцией больной почки, но наблюдение должно производиться урологом, имеющим большой опыт лечения данной патологии. Если гидронефротическая трансформация имеет начальную стадию и не прогрессирует, хирургическое лечение может не применяется”.

Гидронефроз (гидронефротическая трансформация) – заболевание почки, которое характеризуется прогрессивным расширением полостной системы органа на фоне атрофии почечной ткани, связанной с хроническим нарушением оттока мочи. При этом происходит постепенная утрата почкой своей функции.
       Гидронефроз чаще имеет вторичный характер, т.е. является осложнением других заболеваний мочевой системы, связанных с затрудненным оттоком мочи из почки. Первичный гидронефроз (врожденный) чаще выявляется в детском возрасте и его формирование происходит в период внутриутробного развития ребенка.
       К наиболее частым причинам приобретенного гидронефроза относятся врожденные аномалии мочеточников и почечных сосудов, мочекаменная болезнь, стриктуры мочеточников, мочеиспускательного канала. Возникновению и прогрессированию гидронефроза способствует хроническое нарушение оттока мочи из мочевого пузыря вследствие таких заболеваний, как аденома и рак предстательной железы, нарушение нервной регуляции функции мочевого пузыря после перенесенного инсульта или травмы позвоночника.
       Множество причин, которые могут привести к гидронефрозу, определяет и большое количество вариантов медицинской помощи, которая может быть предоставлена.

Консультация врача-уролога
Выполнение необходимых диагностических исследований Установка клинического диагноза
Малоинвазивное хирургическое лечение
Реабилитация и наблюдение

Один из ключевых вопросов, который определяет лечебную тактику при гидронефрозе – это функциональное состояние почки. Если функция почки не утрачена полностью, лечебные мероприятия направлены на то, чтобы устранить те причины, которые привели к формированию гидронефроза и спасти орган. Часто эти причины возможно устранить только хирургическими малоинвазивными методами. При этом, почка частично восстанавливает свои утраченные функции и прогрессирование гидронефроза останавливается.

Когда функция органа полностью утрачена, почка представляет собой мешок из соединительной ткани, заполненный жидкостью. В этой ситуации спасать почку уже поздно. В случае ее инфицирования возникает тяжелый гнойный воспалительный процесс, угрожающий жизни пациента, а хирургическое вмешательство в таких случаях выполняется только открыто. Для исключения риска таких тяжелых осложнений выполняется плановое малоинвазивное лапароскопическое удаление почки.